ВПР — это аббревиатура от трех слов: Всероссийская проверочная работа.

Когда появился ВПР?

Впервые ВПР по русскому языку российские школьники написали в 2015 году. Позднее к ним добавились контрольные работы по математике и окружающему миру. Постепенно круг предметов расширяется.

Начиная с 4 класса и каждый год до окончания школы, учащиеся пишут ВПР. Это испытание помогает оценить уровень знаний ученика и качество обучения в разных школах.

Проверочная контрольная работа не является государственной итоговой аттестацией и не влияет на итоговые оценки. Тем не менее, ВПР в конце 4 класс с 2017 года проходят в штатном режиме и являются обязательными, равно как ОГЭ после 9 класса и ЕГЭ после 11.

В остальных классах среднего звена ВПР не является обязательным мероприятием и решение о его проведении принимается на уровне школы.

Цели и задачи ВПР

Результаты национальных исследований качества образования в российских школах, а также международные сравнительные исследования PIRLS и TIMSS, подтолкнули Министерство образования и Рособрнадзор к идее проведения всероссийских проверочных работ с едиными стандартизированными заданиями.

Задача ВПР — обеспечение единого образовательного пространства на территории всей России и повышение качества образования в российских школах. Широкое применение проверочные работы получили, благодаря возможности усовершенствования учебных программ, проверки успеваемости и в качестве отличной репетиции перед будущими, более сложными экзаменами. ВПР приучает школьников к ответственности и самоорганизованности.

Разработка заданий

Задания ВПР составляются в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) с учетом новых государственных образовательных стандартов. Имена их авторов не разглашаются. Известно лишь, что в них участвуют составители учебников, ученые-исследователи, методисты, руководители органов управления образованием.

Московский институт открытого обучения создал телекоммуникационную систему для распространения учебных и информационных материалов через сеть, а также для сбора отчетных материалов и статистики. Отсюда и название этой системы «СтатГрад».

Цель системы — разработка новых методик обучения, контроль качества знаний учащихся, помощь в оценке уровня преподавания, поиск пробелов в составлении школьной программы и укрепление межпредметных связей.

Как проводится ВПР?

Это не экзамен, это контрольная работа, поэтому на нее отведен 1 урок, то есть 45 минут. В определенных классах, работы проводятся в единое время, по единым комплектам заданий по всей стране. Выбор класса, предмета и даты проведения — это выбор министерства образования, а школа отвечает за назначение педагогов, которые будут проводить работу и проверять ее. Проверяют по заранее присланным критериям.

Влияет ли оценка за ВПР на триместровую или годовую отметку?

Это решение принимает конкретная школа, но скорее всего отметка за ВПР будет иметь  значение. Но на аттестат одиннадцатиклассника она никак не повлияет. Если ученик не справился с работой, то это будет сигналом для школы, самого ученика и его родителей о том, что не усвоен базовый курс. Школа в таких случаях должна будет провести соответствующую работу.

К какой литературе обращаться?

Чтобы помочь учащимся обобщить и систематизировать знания, полученные за годы обучения, выпущено множество пособий.

  1. Это «Типовые задания по русскому языку, математике и окружающему миру» издательства «Экзамен».
  2. Серия пособий «Всероссийские проверочные работы» издательства «АСТ».
  3. «50 шагов к успеху. Русский язык» авторов Т.Я. Каясовой и С.В. Самыкиной.
  4. и многие другие тренировочные пособия.

Однако лучше чем варианты прошлых лет ничего нет! Поэтому стоит обращаться в первую очередь именно к ним. На сегодняшний день имеется большой банк таких заданий.

Как проходит ВПР?

  • На каждый предмет будет отведен отдельный день.
  • Каждая работа рассчитана на 1 академический час, т.е. 45 минут.
  • Время проведения ВПР — это 2 или 3 урок.
  • ВПР проводит учитель, преподающий в этом классе.
  • На проверочной работе присутствует не менее 2-х организаторов.
  • Детей рекомендуется рассаживать по одному за партой.
  • Можно иметь при себе мобильный телефон, но пользоваться им запрещено.
  • Использование словарей и других пособий запрещено.
  • Обучающимся предоставляются бланки с вариантами заданий.
  • Варианты заданий разные, а текст диктанта единый для всего класса.

Результаты работы ВПР

На проверку работ уходит около 3-х дней, результаты публикуются в открытом
доступе в течении 2-х недель. ВПР — это мониторинговая работа, за которую
выставляют баллы. Баллы не влияют на итоговые оценки и не выставляются в журнал.

Информационный листок 2021

Об изменениях в Информационном листке

Информационно-аналитическая справка по итогам ВПР

Приказ о проведении ВПР

Приказ о результатах ВПР

Национальные исследования качества образования (НИКО)

С 2014 года по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации реализуется программа Национальных исследований качества образования (НИКО), целями которой являются:

  • развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;
  • содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;
  • совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;
  • развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;
  • содействие эффективному внедрению ФГОС;
  • содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.

Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.

NIKO_информационный плакат

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?».

Объектом исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественно-научная грамотность». Особое внимание уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными умениями.

Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех указанных выше направлений исследования. По двум другим получается обобщенная характеристика грамотности учащихся в данной области.

Программа осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций, при участии национальных центров и организации ОЭСР. Руководит работой консорциума Австралийский Совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research – ACER). В консорциум также входят следующие организации: Нидерландский Национальный Институт Педагогических Измерений (Netherlands National Institute for Educational Measurement – CITO); Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS); Национальный институт исследований в области образования (National Institute for Educational Research, NIER) в Японии; Вестат США (WESTAT).

Исследование PISA-2021 проверит математическую грамотность российских школьников.

В 2021 году основное направление исследования PISA — математическая грамотность.

Что лежит в основе исследования можно узнать уже сейчас, так как опубликована новая Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 (Схема 1).

Исследование PISA-2021 будет измерять, насколько эффективно образовательные системы стран готовят учащихся к использованию математики во всех аспектах их личной, общественной и профессиональной жизни.

Концепция объясняет теоретические основы оценивания математической грамотности в исследовании PISA, а также включает официальное определение понятия «математическая грамотность».

В рамках исследования PISA-2021 будет использоваться следующее определение:

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке».

В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.

В концепции по математике исследования PISA-2021 ключевой составляющей понятия математическая грамотность является математическое рассуждение.

Способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы  — это навык, который приобретает все большее значение в современном мире. Математика — это наука о четко определенных объектах и понятиях, которые можно анализировать и трансформировать различными способами, используя математическое рассуждение для получения выводов.

В рамках изучения математики учащиеся узнают о том, что, используя правильные рассуждения и предположения, они могут получить результаты, которые заслуживают доверия.

В целом концепция описывает взаимоотношения между математическим рассуждением и тремя процессами цикла по решению задачи (формулирование, применение, интерпретация и оценивание).

В рамках данной концепции математическое содержание разделено по четырем категориям:

  • Количество
  • Неопределенность и данные
  • Изменение и зависимости
  • Пространство и форма

Кроме этого, в концепцию по математике были добавлены восемь навыков 21 века:

  • Критическое мышление
  • Креативность
  • Исследование и изучение
  • Саморегуляция, инициативность и настойчивость
  • Использование информации
  • Системное мышление
  • Коммуникация
  • Рефлексия

В каждом цикле основное внимание уделяется одному из трех направлений исследования: читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.

Математическая грамотность была в центре исследования в 2003 и 2012 году.

Концепция по математике PISA-2021

Письмо ФГБУ «ФИОКО» от 22.02.2018 №02-18/92 «О проведении международного исследования PISA-2018 в субьектах Российской Федерации»

Программа диагностики компьютеров «Система диагностики PISA»

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году. Изначально функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».

В настоящее время функциональная грамотность является «одним из главных результатов образования и ориентации в мире профессий» (согласно Г.С. Ковалёвой, руководителю Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н.)

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

(А. А. Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук)

Составляющие функциональной грамотности

  • Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  • Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  • Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  • Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
  • Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
  • Глобальные компетенции — это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).

Рабочая программа по функциональной   грамотности

 

Примеры заданий PISA

Результаты и примеры заданий исследования PISA-2018
Результаты и примеры заданий исследования PISA 2015
Примеры заданий по математической грамотности, которые использовались в исследовании PISA в 2003-2012 годах
Международна программа PISA. Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию
PISA: разбор заданий международного исследования
Примеры заданий по естествознанию
Примеры заданий, проверяющих грамотность чтения
Примеры заданий, проверяющих математическую грамотность
Примеры заданий, проверяющих естественнонаучную грамотность
Примеры заданий с сайта Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО»